Bryan Adams - War Machine
Голубые джинсы, белая футболка, шлепанцы на босу ногу, гитара в руках - кто не знает этого простого канадского парня, кто не помнит его хрипловатого доверительного голоса, кто не слышал его трогательных баллад о сказочной любви, которая бывает только в кино? Простой парень, написавший несколько десятков мировых хитов, установивший ряд рекордов, входивший в список самых популярных артистов англоязычного мира с середины 80-х до середины 90-х. Большую часть своей взрослой жизни канадский певец, композитор и гитарист Брайан Адамс (Bryan Adams) провел в дороге, даря людям в самых далеких уголках мира настоящий праздник романтики и красоты. Обаятельный вокал, такие простые и завораживающие мелодии, такие органичные аранжировки - всего-то и нужно было, чтобы добиться международного успеха.
5 ноября 1959 года в семье англичан, эмигрировавших в Канаду и осевших в Кингстоне, Онтарио, родился мальчик Брайан Гай Адамс. Его отец, Конрад Джей Адамс (Conrad J. Adams), служил по военно-дипломатической линии. Мать, Элизабет Джейн Адамс (Elizabeth Jane Adams), работала школьной учительницей и библиотекарем. Профессия отца была связана с частыми переездами. Когда Брайану исполнилось шесть лет, семья перебралась в Оттаву, а с 1967 по 71 годы Адамсы жили в Европе - в Австрии и Португалии. Затем отца направили в Тель-Авив. Брайан рано начал интересоваться музыкой, но прежде чем основательно взяться за гитару, пережил период увлечения барабанами. В середине 70-х родители развелись, и Брайан вместе с матерью и младшим братом вернулся в Канаду. Учиться в Британской военной академии, которую заканчивали его отец и дед, Брайан наотрез отказался, предпочтя казарме творчество.
В Ванкувере он навел мосты с местными музыкальными активистами, не раз проходил прослушивание в рок-группы, причем как вокалист он пользовался гораздо большим успехом, чем как гитарист. К этому времени Брайан бросил школу, в его жизни появились наркотики и полукриминальные компании. Музыка спасла его от весьма сомнительного будущего. В 16 лет Адамс уже стоял во главе рок-команды Shock, которую вскоре поменял на глэм-рок-группу Sweeney Todd, только что выпустившую канадский хит "Roxy Roller" и внезапно оставшуюся без лид-вокалиста. Первый же сингл, который он записал с новым коллективом, пользовался определенным успехом в Канаде и даже в соседних Соединенных Штатах отметился в первой сотне поп-чарта. Он отправился на гастроли вместе с Sweeney Todd, записал второй альбом группы "If Wishes Were Horses" (1977), выступив соавтором трех песен. Но в конце 1977 года их пути разошлись.
В тот же году 18-летний Брайан Адамс познакомился с Джимом Вэлленсом (Jim Vallance), бывшим барабанщиком канадской группы Prism, который устал от разъездов и решил переквалифицироваться в композиторы и продюсеры. Он предложил молодому музыканту взаимовыгодное партнерство: песни они сочиняют вместе, Брайан записывает вокал, а Джим занимается продюсированием. Через полгода друзья уже обзавелись контрактом с Irving-Almo Music, подразделением A&M Records, причем Адамсу предложили договор и как сольному артисту. Начало было многообещающим. Дебютный сингл "Let Me Take You Dancing", написанный в тандеме в Вэлленсом, отметился на 22 строке танцевального чарта США и разошелся тиражом 240 тысяч. Начав работу над полноформатным дебютом, Адамс параллельно сочинял песни для других артистов, с которыми записывался в студии как вокалист. Пополнять репертуар коллег композициями собственного сочинения Адамс будет на протяжении всей своей карьеры.
"Bryan Adams" - логичное название дебютной пластинки композитора и вокалиста, которая увидела свет в феврале 1980 года. В студии ему аккомпанировали Джим Вэлленс (на барабанах), лид-гитарист Кейт Скотт (Keith Scott) и бас-гитарист Дейв Тейлор (Dave Taylor). Изначально альбом появился только в Канаде, хотя сингл "Hiding from Love" имел скромный успех и в Америке. Весной Адамс собрал бэк-группу и отправился в первое турне по Канаде как сольный исполнитель. Четыре месяца он провел в дороге, выступая в клубах и студенческих кампусах.
Второй альбом "You Want It, You Got It" вышел летом 1981 года одновременно в Канаде и США. Пока сингл "Lonely Nights" покорял рок-аудиторию, поднявшись в Тор 3 американского рок-чарта, Адамс объезжал с концертами всю Северную Америку. За эти полгода музыкант отыграл сотню с лишним выступлений как сольно, так и на разогреве у групп Kinks, Foreigner и Loverboy.
Плодовитые авторы, Брайан Адамс и Джим Вэлленс всегда готовы были предложить другим артистам песню-другую, не попавшую на альбомы Адамса. Только в начале 80-х хитами становились синглы "Jump" и "Stay", записанные соответственно группами Loverboy и Prism, а затем и трек "War Machine", представленный на альбоме Kiss "Creatures of the Night".
Фортуна явно благоволила музыканту. Его третий альбом "Cuts Like a Knife" (1982) покорил американский Тор 10 и разошелся миллионным тиражом. Большой интерес вызвали промо-синглы "This Time", "Cuts Like a Knife" и особенно "Straight from the Heart", шикарная баллада, финишировавшая в первой десятке хитов. Хотя настоящий коммерческий успех и международное признание у артиста были еще впереди, уже к третьему альбому Адамс выработал песенную формулу, по которой будут с большим успехом выкраиваться многие из его будущих роскошных хитов. По этой схеме создавались песни "The Only One", "This Time", "Cuts Like a Knife", мелодичные, неторопливые рок-композиции с завораживающими припевами и эффектными поворотами композиции.
Вряд ли все шло бы так успешно, если бы не интенсивный гастрольный график Адамса. Почти десять месяцев в 1983 году он провел в дороге, объехав со своими шоу Канаду, США (американский тур продлился почти полгода), Западную Европу и Японию.
В 1984 году, готовя следующий сборник песен, Брайан Адамс со своим напарником записали несколько свежих композиций для кинофильмов "A Night in Heaven" и "Teachers".
На свой 25-й день рождения артист подарил себе новый студийный альбом "Reckless". Это был щедрый и счастливый подарок. Шесть песен, изданных как синглы, стали хитами в США и Канаде: "Run to You", "Somebody", "Summer of '69", "One Night Love Affair", дуэт с Тиной Тернер "It's Only Love" и, наконец, хит #1 "Heaven". Так что к 26-му дню рождения автора диск "Reckless" уже побывал на первой строке американского поп-чарта, получил пять платиновых сертификатов и нашел еще три миллиона покупателей во всем мире. А Брайан Адамс обнаружил свое имя в числе претендентов на Grammy сразу в двух номинациях. Тем временем он уже который месяц колесил по всему миру с туром World Wide, который растянулся на целый год.
Коммерческой успех придал композиторскому творчеству Адамса и Вэлленса удвоенную привлекательность в глазах менее удачливых в этом отношении коллег по цеху. За их песнями готовы были становиться в очередь. Промашек практически не было. Композиция "Tears Are Not Enough", написанная для благотворительного сингла в помощь голодающим Эфиопии, стала канадским хитом #1. Успехом у американских слушателей пользовались песни "Rebel" и "Let Me Down Easy", исполненные Роджером Долтри (Roger Daltrey), трек "Dangerous", написанный для группы Loverboy. Их композиции записывали Бонни Тайлер (Bonnie Tyler), Бонни Райтт (Bonnie Raitt), Нил Даймонд (Neil Diamond). Для альбома Тины Тернер "Break Every Rule" (1986) Адамс/Вэлленс написали трек "Back Where You Started". Летом 86 года Брайан Адамс принял участие в шести стадионных благотворительных шоу, организованных "Международной амнистией". И приложился к созданию новых альбомов Mоtley Crue, Белинды Карлайл (Belinda Carlisle), Чарли Секстона (Charlie Sexton).
Все это абсолютно не мешало музыканту заниматься собственным творчеством. В марте 1987 года он опубликовал новый лонг-плей "Into the Fire", еще один подарок поклонникам мелодичного рока и красивой гитарной музыки. Место в горячей десятке и миллионный тираж в Америке альбому были гарантированы. Еще миллион дисков разошелся за пределами США. Успех поддерживался синглами "Heat of the Night" (хит #6), "Hearts on Fire" и "Victim of Love". И, конечно, не в последнюю очередь - еще одним массированным концертным заездом, который продлился дольше обычного, с мая 1987-го по июль 88-го. Когда этот изнурительный марафон подошел к концу, музыкант согласился на предложение Клинта Иствуда (Clint Eastwood) сыграть небольшую роль в фильме "Pink Cadillac". На пару с Вэлленсом он написал и композицию "Drive All Night", прозвучавшую в картине в исполнении Селин Дион (Celin Dion). Еще один трек двух авторов "When the Night Comes", написанный для Джо Кокера (Joe Cocker), поднялся в Тор 20. К сожалению, это была одна из последних совместных работ Брайана Адамса и Джима Вэлленса, чей творческий союз продлился 11 с половиной лет.
Новым напарником Адамса становится композитор и продюсер Роберт Джон "Матт" Ланг (Robert John "Mutt" Lange), известный по работе с AC/DC, Foreigner и Def Leppard. Подготовка следующего альбома заняла большую часть 1990 года. Но музыкант, как всегда, успевал на нескольких фронтах. Он отыграл серию концертов в Японии для рекламы живого альбома "Live! Live! Live!" (сначала состоялся только японский релиз, в остальном мире диск вышел через пять лет). Смогла насадиться выступлением Адамса и публика, съезжавшаяся на летние фестивали и специальные шоу, включая звездную масштабную постановку "The Wall" в Берлине, подготовленную Роджером Уотерсом (Roger Waters) в июле 1990 года.
1991-й год принес артисту еще один успешный экскурс в кинематограф. Продюсеры фильма "Robin Hood: Prince of Thieves" с участием Кевина Коснера (Kevin Costner) предложили Адамсу поучаствовать в создании саундтрека. Вместе с Лангом он переработал мелодию, написанную Майклом Кейменом (Michael Kamen), и записал будущий хит "(Everything I Do) I Do It for You". Сингл оказался невероятно успешным. Он возглавлял американский поп-чарт семь недель подряд (этот рекорд продержался восемь лет) и стал трижды платиновым. Да и за пределами Америки меломаны влюбились в песню безоглядно. Композиция "(Everything I Do) I Do It for You" 16 недель провела на первой строке британского хит-парада - дольше, чем любая из песен рок-эпохи (в последний раз такое упорство англичане наблюдали в 1953 году). Общий тираж сингла во всем мире превысил восемь миллионов копий, возглавив список самых успешных синглов года.
Пока в чартах все еще бурлили страсти вокруг этого хита, певец уже обкатывал новую программу в США, а затем и в Европе, где гастролировал в компании с ZZ Top. Свежий альбом "Waking up the Neighbours" появился осенью 1991 года. Промо-тур тем временем не прекращался и с небольшими перерывами продлился до лета 1993 года. За эти два гастрольных года в хит-парадах успели отметиться четыре новых сингла: "Can't Stop This Thing We Started", "There Will Never Be Another Tonight", "Do I Have to Say the Words?" и "Thought I'd Died and Gone to Heaven". Четырежды вручали артисту платиновый сертификат за альбом "Waking up the Neighbours", а в мире нашлось еще шесть миллионов покупателей. Номинации Grammy посыпались на музыканта как из рога изобилия. На этот раз их было сразу шесть, включая "альбом года" и "песня года". Победа, правда, досталась Адамсу всего одна: мелодию "(Everything I Do) I Do It for You" жюри назвало лучшей песней из кинофильма.
В ноябре 1993 года вышла первая официальная компиляция хитов "So Far So Good", которая стала мультиплатиновой. Новая композиция "Please Forgive Me" Адамса-Ланга финишировала в первой десятке бестселлеров США. Еще одним лидером хит-парада стала в январе 1994 года песня "All for Love" того же тандема авторов, которую в кинофильме "Три мушкетера" исполняли Стинг и Род Стюарт. Гастрольные маршруты Адамса пополнились новыми пунктами назначения. Он объезжал Азию и Дальний Восток, побывав в странах, куда крайне редко заглядывают западные артисты. Так, он стал первым американским певцом, выступившим во Вьетнаме.
Позволив себе немного расслабиться и передохнуть, Брайан Адамс вернулся к работе весной 1995 года, записав романтическую балладу "Have You Ever Really Loved a Woman?" (авторы - Адамс, Ланг, Кеймен) для художественного фильма "Don Juan DeMarco" с участием Джонни Деппа (Johnny Depp) и Марлона Брандо (Marlon Brando). Его послужной список пополнился еще одним хитом номер один и двумя престижными номинациями - Grammy за лучший мужской поп-вокал и Oscar за лучшую музыкальную тему из кинофильма.
Седьмой студийный альбом Адамса "18 'til I Die" увидел свет через год, весной 1996. Он быстро получил платиновый сертификат, но хитами не расщедрился. Единственный сингл Адамса и Ланга "Let's Make a Night to Remember" засветился в Тор 40. Музыкант тем временем коротал время в дороге, объезжая страну за страной в рамках очередного мирового турне, продлившегося полтора года. В перерыве гастролей, осенью 1996 года, Брайан Адамс записал в дуэте с Барброй Стрейзанд композицию "I Finally Found Someone", главную тему из кинофильма "The Mirror Has Two Faces". Песню написали Адамс, Ланг и Стрейзанд, она стала хитом в США, поднявшись в Тор 10, и номинировалась на премию Oscar.
Как композитор Адамс никогда не знал простоев и, как правило, попадал в десятку. В конце 90-х он написал отличные песни для Бонни Райтт, для группы Lonestar, для Селин Дион, которая сделала композицию "Let's Talk About Love" заглавным треком своего нового альбома, имевшего фантастический успех. В Штатах диск певицы "Let's Talk About Love" в 1997 году возглавил поп-чарт и разошелся 10-миллионным тиражом.
Вернувшись домой после очередного концертного марафона, музыкант принял участие в программе из цикла "Unplugged" на канале MTV. Диск с записью выступления вышел в конце 1997 года, заполнив паузу между новыми релизами.
Восьмой студийный лонг-плей "On a Day Like Today" был готов осенью 1998 года. На этот раз Адамс изменил тактику при подготовке записи. Соавторству с одним-единственным композитором он предпочел компанию нескольких авторов музыки и слов, самой известной из которых была Гретхен Петерс (Gretchen Peters). От баллад он почти полностью отказался, стремясь предстать в образе заправского рокера, с которого когда-то начинал. Американским поклонникам артиста его нововведения абсолютно не понравились. Альбом "On a Day Like Today" едва добрался до 102 позиции в рейтинге Billboard и через две недели исчез из чартов. Впрочем, за океаном к записи отнеслись с гораздо большей симпатией. Особенно отличились англичане, гарантировав альбому 11 место в хит-параде. Их можно понять: дуэт Брайана Адамса с Мелани Си из Spice Girls "When You're Gone" был обречен на успех. В родной Канаде диск финишировал в первой тройке бестселлеров.
В 2000 году Адамс, который не понравился американцам как рокер, вернул их благосклонность как мастер танцевальных ритмов. Записанный с группой Chicane трек "Don't Give Up" стал танцевальным хитом #3. Не обошла его стороной и анимация. В тандеме с Хансом Зиммером (Hans Zimmer) он написал саундтрек для мультфильма "Spirit: Stallion of the Cimarron" (альбом был опубликован в 2002 году) и исполнил композицию "Here I Am", не обойденную вниманием слушателей. Песни авторства Брайана Адамса не раз становились клубными хитами в обработке ди-джеев. К примеру, трек "Heaven", перезаписанный DJ Sammy, девять недель возглавлял танцевальный чарт США.
Его песни продолжают украшать репертуар десятков исполнителей со всего мира. Это длинный и постоянно обновляющийся список: Ричард Клайдерман (Richard Clayderman), Uriah Heep, Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti), Highway 101, Генри Манчини (Henry Mancini), Боб Уэлш (Bob Welch) и так далее, и так далее.
Так же обширен и список благотворительных акций, в которых Брайан Адамс принимал участие на протяжении всей своей карьеры. Крупнейшие шоу, как правило, не обходились без канадского трубадура: знаменитый концерт Live Aid в Лондоне в 1986 году, шоу для сбора средств в фонд принцессы Дианы и в защиту Нельсона Манделы, концерты, проводившиеся под эгидой организаций "Гринпис" и "Международная амнистия". Во время туров 1992-94 годов он выпустил около 500 тысяч открыток, а все вырученные средства направил на создание заповедника китов. В 1998 году в Канаде артист подготовил благотворительный концерт и собрал свыше миллиона долларов на открытие центра диагностики рака груди. Пригодилось в благотворительных целях и страстное увлечение Адамса фотографией. Книга черно-белых фотопортретов знаменитых канадских женщин (Селин Дион, Аланис Моррисетт, Джони Митчелл и т.д.) "Made in Canada" стала бестселлером. Все средства от ее продажи пошли в фонд помощи онкологическим больным.
Только в конце 2004 года артист прервал затянувшуюся паузу в студийной дискографии, выпустив девятый сольный альбом "Room Service". Работа над ним началась еще в 2002 году и проходила без отрыва от мирового турне. Многие песни появились на свет в "полевых условиях" - в гостиничных номерах или прямо за кулисами, а ряд старых номеров представлен в концертных вариантах. Брайан Адамс все-таки добился своего - вернулся к добротному, естественно диковатому, неприрученному рок-саунду. В Канаде "Room Service" остановился на второй строке хит-парада.