Монгол Шуудан - Козырь-Наш Мандат
Немного о названии: «Всё было очень просто. Стояли на остановке, рядом — киоск „Союзпечать“, в нём марки, красивые такие, „Монгол Шуудан“, „Монгольская почта“ значит. Просто дело случая и никаких монгольских корней.» (Валерий Скородед)
Образована в 1985 году в Москве. До 1988 года носила название «Половой Акт». Первый концерт состоялся 1 апреля 1989 года, который считается днём рождения группы. Концерты группы зачастую сопровождались драками и беспорядками, после чего их выступления попали под негласный запрет, а группа была занесена в «чёрный список».
Была основана в 1988 году Валерием Скородедом. 1 апреля следующего года состоялся первый концерт группы. В том же году был записан первый магнитоальбом группы «Паровоз „Анархия“», а вскоре она была принята в Московскую рок-лабораторию без какого-либо прослушивания. Музыка и тексты В. Скородеда навевали определённые ассоциации, связанные с «махновским» движением, и свой стиль музыканты определили, как «анархо-рок». Группа сразу становится популярной в среде альтернативно настроенной молодежи. На их концертах происходят стихийные дебоши и массовые драки с «люберами», так как свободолюбивые, анархические тексты вызывали в людях необъяснимую тягу к рукоприкладству. Являясь большими почитателями Н. И. Махно, музыканты воплощали эти идеи на сцене, перевоплощаясь в махновцев времён Гражданской войны в России 1918-1921гг. На тот момент в группе играли Сергей Фролов — барабаны, Марк Мельников — бас и Игорь Торопов — саксофон. Гимнами той эпохи были песни «Продразверстка», «Мама Анархия» и «Песня Черного Анархиста». После успеха первой пластинки «Монгол Шуудан» выпускают следующую под названием «Все Дела», однако по независящим причинам, запись разошлась по стране, как «Гуляй Поле» — 1990 г. Группу замечают на западе и «МШ» отправляются в тур по Германии и Нидерландам. Возвратившись, В.Скородед записывает одним из первых в стране акустический альбом, обозвав его «1-й бандитский альбом»-1991 г. Творчество В.Скородеда замечает Сергей Бодров старший и приглашает написать музыку к своему кинофильму «Я хотела увидеть ангелов». После смены состава, теперь на гитаре играет Борис Шапиро, Игорь Иванкович на барабанах и Алексей Поляков на бас гитаре, группа заметно повышает свой музыкальный потенциал, вследствие чего на нее обращают внимание пресса и телевидение. Снявшись в «Программе А» с подачи Артемия Троицкого группа становится узнаваемой и более популярной. В 1992 году по инициативе А.Полякова «МШ» открывают первое в Москве рок-кафе «Отрадное». Таким образом, группа внесла свой вклад в развитие рок-музыки в стране. Однако «Отрыжка» просуществовало недолго. Прямо перед выступлением, от хулиганского ножа погибает Алексей Поляков, и группа на время распадается. Оправившись от потери, Валерий Скородед приглашает гитариста Сергея Сабинина (экс — «Центр») и Сергея Лапина (экс — «Браво») на бас-гитару, и общими усилиями на свет выходит один из первых в России лазерный диск под названием «Собачья Чушь»-1993 г. Альбом имел большой положительный резонанс и как отмечают сами «пираты» — практически с него началась волна контрафакта в России. «Собачья Чушь» был безжалостно растиражирован и продан в Японию, Канаду, США и ЮАР без ведома музыкантов. И как говорят, до сих пор, в европейских странах на развалах можно иногда наткнуться на этот замечательный альбом. С этой программой «Монгол Шуудан» выступают в Испании, Франции и Германии, где играют совместные туры с такими известными группами, как «Exploited» и «L7». После ухода С.Сабинина в коллективе остается всего три человека, но это не мешает В.Скородеду репетировать и заниматься творчеством. Результатом этого становится выпуск очередного альбома под названием «Чересчур»- 1994 г. в котором впервые была записана композиция «Да теперь решено..» на стихи С.Есенина. Песня быстро становится всенародным хитом и в 1995 году «МШ» принимают приглашение от «ГАЛА Рекордз» переписать ее на новый релиз. В качестве приглашенного гитариста в группе теперь играет А.Риконвальд, а на барабанах В.Дягель, которым суждено сыграть свою зловещую роль в истории коллектива. Через год появляется очередное творение В.Скородеда под названием «Истина»-1995 г. и следующие за ним живое выступление в ДК им. Горбунова «Alive»-1997 г. Постоянно находясь в поиске хороших и преданных его идее музыкантов Валерий, узурпирует свою власть в группе, что не нравится некоторым участникам «МШ». Лидер объясняет это так: — неудачи с музыкантами, связанные с убийствами, отъездами за границу на ПМЖ и просто подсаженными на наркотики мешали продвижению группы и реализации накопленного за это время материала. Дабы не сорвать плотный концертный график приходилось вместо «соскочившего» музыканта брать первого попавшегося. В результате группа обросла людьми весьма смутно понимавшими, что они делают в «Монгол Шуудан». В результате на свет появляется диск «Абрикосы» — 1998 г., который по стилистике несколько отдален от предыдущих работ автора, что отстраняет многочисленную аудиторию от коллектива. Выпустив несколько сборников «Монгол Шуудан» наконец записывают альбом «Скатертью Дорога» — 2001 г. который весьма приятно удивил, как старых, так и новых почитателей группы. Однако это не принесло долгожданного эффекта, так как в группе давно назревал конфликт, который привел к распаду «Монгол Шуудан». По словам лидера «МШ» В. Скородеда объясняется все очень просто — жажда наживы, славы и собственного благополучия охватили барабанщика В. Дягеля, который, свою очередь, подбил остальных участников на то, чтобы отказаться в самый неподходящий для Валерия момент от него, чтобы занять место лидера группы. Действительно в течение полугода они выступали под маркой «Монгол Шуудан», чем невероятно смущали народ и обманывали посетителей, плативших деньги за входной билет, чтобы послушать любимого исполнителя. Невероятно, но факт — бывшие музыканты и директора продолжают распростронять нелепые слухи о распаде группы, хотя по заявлениям Валерия Скородеда в прессе, он совершенно не собираеться распускать коллектив. Наоборот, его даже подстегивают эти провокации к продолжению деятельности своей группы. Спустя время В. Скородед набирает музыкантов и восстанавливает свое доброе имя. К 2003 году «Монгол Шуудан» записывает альбом под названием «Сплошь и Рядом», чем в очередной раз потрясает своих поклонников. Ни одной песни на тему анархии в альбоме не присутствует, наоборот, альбом пресыщен карикатурными зарисовками из жизни алкашей, наркоманов и проституток. Это доказало лишний раз, что Валерий Скородед никогда не шел на поводу у публики и никогда не боялся потерять «целевую» аудиторию и всегда делал только то, что считал нужным. «Сплошь и Рядом» был выпущен на фирме грамзаписи «Никитин» и достаточно хорошо разошелся. Но лидер «МШ» продолжает экспериментировать и в 2005 году записывает акустическую программу «Вечная Мерзлота». Интересно, что название диска Валерий позаимствовал у своего любимого теоретика анархизма князя П. А. Кропоткина. Альбом вышел на лейбле «Мистерия звука» и занял достойное место в коллекциях фанатов «Монгол Шуудан». На сегодняшний день в группе играют Павел Власов — гитара, Алексей Быков (экс — «Коррозия Металла», «Железный Марш») — барабаны и Вячеслав Ядриков — бас-гитара. Отыграв за это время около двухсот концертов, Валерий понимает, что от него хотят продолжения анархической тематики и осенью 2006 года записывает, пожалуй, самый лучший в истории группы альбом под названием «Собственность — это Кража!», доказав при этом свою верность принципам анархии. Альбом получился очень жестким по звучанию, при этом слушается на одном дыхании. Предательство — вот с чем боролся все 18 лет лидер группы «Монгол Шуудан» Валерий Скородед, размахивая своим черным знаменем и доказал, что только нелепая случайность может приостановить деятельность этого славного коллектива.
Сами музыканты определяют направление как «анархо-рок». Отечественные журналисты определяют стиль группы как «жги-гуляй-бит», иностранные, как — «хэви-полька-рок-н-ролл». Жанровая принадлежность различных песен группы может быть определена как панк, ска-панк, панк-хардкор, хард-н-хэви, хард-н-ролл, ритм-н-блюз-рок, грандж, шансон и их гибриды. Основной тематикой песен является тема гражданской войны 1918—1922 годов. Из-за этого на автора песен, Валерия Скородеда, обрушивается град критики и упреков, обвиняющие его в «узконаправленности». На раннее творчество группы повлияли «ДК», но «Монгол Шуудан» являются одной из наиболее самобытных групп, создавшей собственный фирменный стиль — песни в стилистике «махновщины», являющейся доминирующей в творчестве группы.