Hooverphonic - Battersea
Бельгийское трио (Raymond Geerts, Аlex Callier; вокал — Liesje Sadonius, позже — Geike Arnaert, затем Noémie Wolfs). Название можно перевести как "Пылесосозвук", однако, это вовсе не нойз или лоу-фай.
Стиль, в котором играет группа Hooverphonic, можно по старинке обозначить одним единственным термином — "трип-хоп". Знатоки трип-хопа могут не согласиться с такой однобокой трактовкой и указать на то, что трип-хоп в исполнении Hooverphonic простирается гораздо дальше хип-хоп-грува, ретро-брейкбита, фанка, соула и саундтреков к теле-детективам 70-х годов. Бельгийское трио коснулось каждой грани одновременно, и при этом сохранило свое собственное лицо, заглядываться на которое музыкальный мир начал в 1995 году. И хоть команда родилась вдалеке от родины трип-хопа — Бристоля, все же они впитали в себя часть "сливок" тягучего бристольского стиля.
Бельгийцы Raymond Geerts (Раймонд Гиртс, гитары, бас) и Аlex Callier (Алекс Калье, программирование, клавиши, гитары), работая техниками в одной из звукозаписывающих студий, за свою жизнь наслушались немало команд. Одни группы нравились им больше, другие — меньше, но ни одна из них не играла то, что хотелось воплотить в жизнь двум друзьям. Решив восполнить пробел в музыке, подобной Dead Can Dance, Cocteau Twins, Depeche Mode и Сержа Гинзбурга, очень ими любимыми и уважаемыми, музыканты начинают писать собственные сочинения. Чуть позже, заручившись поддержкой своего друга Frank Duchêne (Франк Дюшан, синтезаторы, клавишные) через общих знакомых они выходят на Liesje Sadonius (Лисье Садониус, вокал) — студентку Академии драматического искусства. Тут было самое время задуматься о названии новоиспеченного коллектива…
И в этом вопросе, конечно, не обошлось без проблем: музыканты берут название Hoover, и на них тут же подает в суд одноименная компания, занимавшаяся производством пылесосов. Недолго думая, ребята добавляют к слову "Hoover" окончание "-phonic", и таким образом у новоявленной группы появляется полноценное имя. Правда, претензия у пылесосной компании так и не возникла бы, если первая засветка команды не была бы столь удачной. Ею стала песня "2Wicky", вошедшая как заглавная тема в саундтрек к фильму Бернардо Бертолуччи "Украденная красота".
Самое интересное, что этот первый шажок Hooverphonic — песня "2Wicky", а также последующий дебютный альбом "A New Stereophonic Sound Spectacular", на поверку оказались совершенно не похожими на стиль тех же Dead Can Dance и Cocteau Twins, на которых первоначально равнялись музыканты. По звучанию "первенец" был близок скорее к Sneaker Pimps, Portishead и Massive Attack, и, при всем этом, новичкам сходу удалось найти формулу неповторимости своего стиля и привлечь к себе внимание.
"A New Stereophonic Sound Spectacular" получился загадочно-изысканным альбомом с набором классических и электронных инструментов и был заполнен тягучей сэмплированной музыкой. Очень часто в разговоре о новых тенденциях всплывает слово "сэмплер" — его поминают как символ нового мышления. Те, кто крутит ручки синтезаторов и ритм-машин, в процессе звукозаписи режут на части свои уже записанные партии, загоняют их в сэмплер, зацикливают, играют в этом сопровождении, режут записанное на части, загоняют в сэмплер и т. д. Аналогичным образом поступали Portishead, и такой же подход к музыке у бельгийского коллектива: сначала поем под гитару, потом сэмплируем. Кстати, трек "2Wicky", ставший радиохитом в некоторых странах — всего лишь музыкальное упражнение, придуманное музыкантами и основанное на сэмплах Айзека Хейза и Пьера Анри.
Таким образом, удачно используя пресловутый сэмплер и свои творческие способности, Hooverphonic вроде бы нащупывают свою собственную колею и начинают раскрутку самих себя. Дебютная пластинка вызвала восторг как у критиков, так и у публики, и музыканты отправились в тур по Америке и Европе.
Во время этой поездки группу неожиданно для всех покидает вокалистка Лисье Садониус, решившая заняться сольной карьерой. Для Hooverphonic потеря была, конечно, не маленькая, но достойная замена Лисье все-таки нашлась. В марте 1997 года на брошенный пост вокалистки приходит 18-летняя Geike Arnaert (Хейке Арнарт), органично вписавшаяся в коллектив. С "новым голосом" Hooverphonic выступают на крупнейших европейских летних фестивалях, дают около тридцати концертов в США и в июне 1997 года приступают к записи нового альбома.
Второй альбом "Blue Wonder Power Milk" музыканты между собой называют интернациональным: вокалы пишутся в Бельгии, для записи струнных инструментов был выбран город Мол, остальные партии записываются в Нью-Йорке уже зимой, результат микшируется в Париже, мастеринг проводится в Портленде. Все песни на этом альбоме (и на последующих) в основном написаны Алексом, а сопродюсером, звукорежиссером и программистом этой пластинки стал Mark Plati (Марк Плати), приложивший когда-то руку к альбому "Earthlings" Девида Боуи.
В новой работе "Blue Wonder Power Milk" музыканты уже вовсю дали волю своим эмоциям, довольно изменившимся со времен создания первой пластинки, меньше стало сэмплов — больше вокала. Если на первой был ледяной холод, то на второй — опьяняюще-прохладная музыка с заоблачным вокалом, много симфонического звучания, скрипок, которые так любит Алекс, двойные басы, лютни и мандолины. Этим альбомом Hooverphonic доказали, что представляют собой нечто большее, чем сэмпловая группа, тем более что практически не используют чьи-то сэмплы, а играют свои собственные, и это не вокруг сэмпла строится песня, а вокруг песни крутятся сэмплы. Диск "Blue Wonder Power Milk" уже не пропитан веяниями бристольского трип-хопа. Музыканты постарались уйти от мрачноватого звучания и нащупали кучу дорожек к движению вперед.
К 2000 году трип-хоп потихоньку начинает сдавать свои позиции, в свою пользу набирает очки французская танцевальная музыка, а Hooverphonic (ставшие к тому времени трио — Франк Дюшан покинул группу) стараются быть вне времени и в августе этого же года выдают в свет третью студийную работу, обладающую уже очень заметным и оригинальным стилем. "The Magnificent Tree" — более динамичный и эклектичный, здесь снова оркестровые аранжировки, но уже более сказочные, все тот же вокал сирены, но с претензией на театральность, та же загадочность, но более психоделическая, и, несмотря на это, теплота и оптимистичность предыдущего альбома увеличена вдвое. Группе удалось объединить наиболее актуальные течения того времени: от того же трип-хопа до латины. Стало больше радиохитов, доступных пониманию более широкому кругу слушателей ("Mad About You", "Jackie Cane", "Out of Sight", "Vinegar & Salt").
Оркестровки к альбому делал давний помощник группы — дирижер Matt Dunkley (Мэт Данкли), принимавший участие в записи саундтрека "Moulin Rouge" База Лурмана. Песни из альбома попадают в различные саундтреки к фильмам и рекламные ролики известных брендов. Группа становится постоянным участником крупных европейских и американских фестивалей: Belgium's Werchter Festival (лето 2001), Carling Weekend Festivals, CMJ Music Marathon, выступая на одной сцене с Тори Амос, Red Snapper, Лораном Гарнье, Junkie XL, Oasis, Primal Scream, Pulp, Beck, Stereophonics, Muse.
Еще в 90-х годах начала проявляться необычайная дифференцированность поп-музыки и возникла масса различных и непохожих друг на друга поп-групп, некоторые из которых заняли позицию узкой специализации. Именно к таким группам можно отнести и Hooverphonic, которые доказали наличие своей специализации альбомом "Presents Jackie Cane", вышедшим в сентябре 2002 года. Стилистически выдержанный, неописуемо-атмосферный, качественный и концептуальный, этот альбом показал, что команда находится уже на совершенно новом витке своей карьеры. На "Presents Jackie Cane" музыканты сумели сохранить свой узнаваемый саунд, но при этом сделали альбом непохожим на свои предыдущие работы.
После выхода в 2005-ом году двойного альбома "No More Sweet Music" Hooverphonic, недовольные малым вниманием своего лейбла Sony к их новой работе, ушли в свободное плавание. И уже в 2007-ом, прописавшись на PIAS, выпустили шестой альбом "The President of the LSD Golf Club" (название изначально предназначалось для альбома 2000-ого года "The Magnificent Tree", но тогда Sony не приняла его).
"The President of the LSD Golf Club", пожалуй, самый необычный по стилю музыки альбом Hooverphonic, во многом отличающийся от предыдущих работ группы. Записан при участии нескольких приглашенных музыкантов. В основном, был использован меллотрон — полифонический электромеханический клавишный инструмент. В звучании альбома слышно влияние времен психоделического рока, но, тем не менее, сохраняется и чувство современности. В таких композициях, как "Expedition Impossible", также заметно ощутимое влияние традиционного рок-звучания, что прежде было не характерно для музыки группы.
Критики разделились во мнении по поводу альбома. Тогда как одни считали "The President of the LSD Golf Club" более "земным" по сравнению с таинственным "The Magnificent Tree", другие имели мнение о том, что новый альбом Hooverphonic является самым смелым и зрелым их альбомом на данный момент.
После выхода "The President of the LSD Golf Club" и ряда концертов в поддержку альбома в конце 2008 года группу покинула их бессменная вокалистка Хейке Арнарт, чтобы заняться сольной карьерой. А через два года ее место заняла новая вокалистка Noémie Wolfs (Наоми Вулфс), с которой были записаны альбомы "The Night Before", "With Orchestra" и "Reflection". Весной 2015 года Наоми также последовала по стопам Хейке. Следующий альбом "In Wonderland", вышедший в марте 2016 года, Алекс и Раймонд записали с участием нескольких приглашенных вокалистов и вокалисток, набранных ими среди участников бельгийского варианта шоу "Голос".