Morcheeba - Never An Easy Way
Как корабль назовешь, так он и поплывет. Участники британской группы Morcheeba подошли к делу со свойственным англичанам тонким юмором. Название своего корабля они составили из двух слов: аббревиатуры "mor" (middle-of-the-road – то есть "середина дороги") и "cheeba" (так на слэнге называют марихуану). Из таких же с виду несовместимых вещей родился и стиль лондонской команды. На их музицирование повлияли работы Джими Хендрикса, блюз 30-х и хип-хоп 90-х. Их сочная и цветистая музыка, впитавшая черты блюза и фанка одновременно, воплощается в жизнь с помощью энергичных, взывающих к сочувствию мелодий и вкрадчивого вокала.
Мозговой центр Morcheeba составляют два брата – Росс Годфри (Ross Godfrey, гитары, бас, клавишные) и Пол Годфри (Paul Godfrey, тексты песен, барабаны, скрэтчи). Они выросли в пригороде Дувра и очень рано увлеклись музыкой – она спасала от скучного и далеко не веселого детства. Сначала ребята просто слушали множество разных групп и исполнителей, а со временем – примерно в конце 80-х – начали и сами сочинять и играть свои произведения. Пол интересовался технической стороной дела, новыми инструментами и особенностями их звучания, Росс был околдован блюзом. Несколько лет братья почти только тем и занимались, что писали инструментальную музыку. Сколько так могло продолжаться, неизвестно, но в 1994 году всё изменилось: на одной из вечеринок у своих друзей в пригороде Лондона Гринвиче Росс и Пол познакомились с чернокожей красавицей Скай Эдвардс (Skye Edwards). Троица быстро сблизилась, обнаружив много общих интересов – в первую очередь, любовь к музыке, а во вторую – к марихуане. Общность надо было закрепить, и вскоре они уже играли втроем под вывеской "Morcheeba".
Уже на первых репетициях выяснилось, что дымчатый вокал Скай прекрасно гармонирует с оригинальным приблюзованным стилем братьев Годфри. Её тяготение к фолку 60-х стало как раз тем элементом, который придавал необходимую завершенность их музыке. По словам Пола, до встречи со Скай Эдвардс вещи, над которыми они работали, часто казались им несовершенными, им как будто чего-то не хватало, а "она придала им законченность".
В самом конце 1995 года имя Morcheeba стало известно не только узкому кругу клубных завсегдатаев Дувра. С появлением 12-дюймовой пластинки "Trigger Hippie" – первого сингла с готовящегося альбома – о группе широко заговорили в меломанских кругах. Оригинальный, теплый вокал Скай вряд ли оставлял кого-то равнодушным.
Уже через полгода – в сентябре 1996-го – Morcheeba выпустили дебютный альбом "Who Can You Trust?". Критики встретили работу благосклонно. Как сообщали музыканты, диск был вдохновлен "мрачным жизненным опытом и большим количеством наркотиков". Такое массированное описание невзгод и страданий, собранных на одном альбоме, не могло не удивить британцев. Гипнотические биты Пола, жгучая гитара Росса и чуткий голос Скай создавали впечатление, что эта троица всю жизнь ждала встречи друг с другом и теперь за час музыкального времени должна поведать миру всю правду о себе и своих печалях. Такая эмоциональная напряженность не должна удивлять, если вспомнить, что для Пола и Росса, обреченных судьбой на довольно жалкую жизнь, в юности музыка стала настоящим спасением, заклинанием против внешних и внутренних злых демонов. Заклинание помогло.
Троица переезжает в центральный Лондон и, позволив себе несколько расслабиться и вкусить радостей клубной жизни, на три месяца закрывается в студии и погружается в мир звуков. Они снова работают, как в последний раз, как будто им дарован первый и последний шанс быть услышанными. Выпущенные к этому времени синглы с первого альбома – "Tape Loop" и "Never An Easy Way" – пользуются успехом у публики и вызывают нескрываемый интерес к будущей работе Morcheeba.
Второй альбом "Big Calm" группа выпускает в 1998 году. Morcheeba сделали то, на что редко решаются музыкальные коллективы. Они изменились. Они выросли. Они пошли ещё дальше в разрушении стереотипов, хотя и остались верны своей фирменной меланхолии. Закинув сети в глубины всех любимых музыкантами стилей, ныряя в даб, фолк, соул, хип-хоп и психоделию, они создали запись, которую профессионалы ряда музыкальных изданий признали лучшим альбомом года. Несколько миллионов проданных дисков только подтвердили, что любители музыки разделили мнение специалистов.
Триумфальные гастрольные поездки и фестивальные шоу (включая незабываемое выступление в лондонском Albert Hall) закрепили за Morcheeba репутацию одной из лучших живых групп Великобритании. Однако глобальное турне 1998 года оказалось для группы слишком серьезным испытанием. Вернувшись в начале 99-го года на родину, музыканты чувствуют, что силы на исходе, и нужно снова что-то менять. "Нам просто надо было остыть, отдохнуть друг от друга. Наши жизни изменились, изменились мы сами, только наша работа осталась такой же" – вспоминает Пол Годфри, – Мы решили расслабиться. Я вернулся к ди-джейству, Росс обзавелся квартирой и начал вести нормальную жизнь. Нам всем надо было сойти с этих американских горок. И когда пришло время записывать следующий лонг-плей, мы принялись за него с энтузиазмом".
Альбом "Fragments of Freedom", снова неожиданный, гармоничный и нахальный одновременно, вышел в 2000 году. Он совершенно лишен благодушия, свойственного "Big Calm". Третий альбом стал своего рода отклонением от генеральной линии, от привычного звучания группы, принесшего ей любовь многих миллионов людей. Он был не хуже – он был другим и не менее качественным. Как писали рецензенты, "Fragments of Freedom" включал больше крепких, симпатичных мелодий, чем в состоянии предложить эфирный час среднестатистической радиостанции.
Поддержав новый релиз серией концертов и порадовав своих преданных фанов, через два года Morcheeba готовят четвертый диск "Charango". Альбом не остался в стороне от новейших музыкальных достижений 21 века и, тем не менее, он звучит так, как будто уже давно стал неотъемлемой частью домашней фонотеки. На этот раз вдохновляла троицу идея "музыкального каннибализма", выдвинутая ещё в 60-е годы группой бразильских музыкантов: "ешь и переваривай" любые из существующих стилей в любых сочетаниях. Ко всем странностям своей работы они прибавили ещё и эту. "За основу мы взяли английскую ритмическую традицию и обогатили её всем, чем только смогли", – сообщает Росс Годфри, – В дело пошла музыка из старых фонотек, саундтреки, записанные с оркестром, старый и новый хип-хоп, кантри, рок 70-х, блюз, всевозможная экзотика и даже бразильская психоделия в исполнении Os Mutantes (апологетов музыкального каннибализма). "По окончании записи, – скромно говорит Пол, – я чувствовал себя настоящим гением. Такое со мной было впервые. "Charango" стал альбомом, который мы давно мечтали записать."
В 2003 году Morcheeba напомнили о себе как релизами, так и многочисленными выступлениями. "From Brixton to Beijing" – так назывался DVD на материале концертов 2002 года в лондонском зале Brixton Academy и столице Китая Пекине. Весной музыканты отправились обкатывать новый и старый материал в Австралию и Китай. А в июне 2003-го появился альбом лучших хитов "Parts of the Process", который включал две новых композиции.
После окончания тура в поддержку "Charango" Скай Эдвардс решает попробовать себя на сольном поприще и покидает "Путь марихуаны". Братья Годфри начинают поиски нового голоса, которые приводят их к Дейзи Марти (Daisy Martey), певшей до этого в группе Noonday Underground. С ней и был записан пятый альбом Morcheeba "The Antidote", вышедший в мае 2005 года и заметно отличающийся от всех прочих релизов коллектива в сторону более динамичного, насыщенного саунда и ярких, красочных песен с психоделическими аранжировками. Но на этом пути Марти, Пола и Росса разошлись, и тур в поддержку "Противоядия" проходил уже с другой вокалисткой.
4 февраля 2008 года Morcheeba выпустили шестой альбом "Dive Deep" с участием нескольких приглашённых музыкантов и вокалистов, включая Джуди Цзуки (Judie Tzuke), Томаса Дибдаля (Thomas Dybdahl), репера Cool Calm Pete и начинающей французской певицы Манды.
7 Июня 2010 года свет увидел альбом "Blood Like Lemonade", в создании которого приняла участие Скай Эдвардс, вернувшаяся в Morcheeba. "Blood Like Lemonade" во многом ознаменовал возвращение группы к своим корням и традициям, и, по признанию самих участников, мог бы стать тем альбомом, который они должны были записать после "Big Calm".
Не избегающие противоречий, ныряющие в прошлое и заглядывающие в будущее, Morcheeba решительно отказались от традиционных способов самосохранения, которые делают большую часть современной поп-музыки такой предсказуемой и скучной. Morcheeba могут изменить ваше сознание. А это очень полезная вещь.