Моральный Кодекс - Потерянный Рай
Шел 1989 год, когда Павлу Жагуну пришла идея создать новую группу – «Моральный кодекс». Он принялся за этот проект после продюсирования perestroyka-rock-группы "Скандал". До этого Павел Жагун, уроженец Урала, уже работал во многих симфонических, джазовых, рок-н-ролльных коллективах, таких как "Красные маки", ансамбль "Рецитал" Аллы Пугачёвой, "Bells", киевский проект "Гроно", киевско-московская группа "Чаривни гитары", Оркестр Радио и Телевидения Украины.
Сначала на роль солиста пробовался Роман Ивасивко - потомок русских эмигрантов из Нью-Йорка. С ним было записано несколько песен на английском языке, но на этом сотрудничество с ним закончилось. Настоящую известность и любовь слушателей группа приобрела только с приходом вокалиста и саксофониста Сергея Мазаева, который выработал новую успешную концепцию для группы. После записи нескольких англоязычных песен группа, направляемая Сергеем Мазаевым, сосредоточивается на русскоязычной, тогда еще советской аудитории и играет для нее интеллектуальную музыку - инструментальный биг-бит с минималистскими соло на гитаре, в духе все более популярного танцевального рок-н-ролла INXS с мотивами блюз-буги ZZ Top.
"Мы первыми из первых начали играть в нашей стране танцевальный рок-н-ролл, диско-рок, замаскированное под тяжелую музыку диско, - определяют свой стиль музыканты,- а принципом нашего творчества с самого начала был минимализм, разумный минимализм. Как говорил один известный музыкант, на двух нотах я уже сумел сочинить хит, но я соглашусь с тем, что я гениален, когда сочиню хит на одной ноте".
"Моральный Кодекс" сразу же выделяется на фоне других русских рок-групп профессионализмом и оригинальной музыкой, да и своим составом: участники уже могли причислить себя к корифеям сцены. У Сергея Мазаева перед приходом в группу "Моральный Кодекс" за плечами уже был опыт работы в вокально-инструментальных ансамблях "Шаровая молния" и "Здравствуй, песня" и в финальном составе легендарного арт-рокового "Автографа", с которым много гастролировал на Западе. Бас-гитарист Александр Солич работал в вокально-инструментальном ансамбле Стаса Намина "Цветы", ставшем популярным на всю страну в 70-80-е годы. Гитаристом и музыкальным руководителем группы стал Николай Девлет-Кильдеев, а Игорь Ромашов сел за барабаны. Дебютным стал альбом "Сотрясение мозга", который «Моральный Кодекс" записал в 1990 на студии SNC за две недели. Музыкальный материал для первого альбома принадлежал гитаристу группы Николаю Девлет-Кильдееву, слова для песен написал Павел Жагун.Мгновенно стали хитами песни "Дети лета" и "Я тебя люблю". А «До свиданья, мама» еще и вошла в историю современной России. Группа исполнила ее на Горбатом мосту 22 августа 1991, когда торжествовали поборовшие путч.
Во время работы над этим альбомом к составу группы присоединился клавишник Константин Смирнов. Звукорежиссурой занимались Сергей Соловьёв и Олег Сальхов. В записи альбома участвовали Константин Гаврилов, клавишник группы "Николай Коперник" и "Альянс", и Михаил Кулаков. В целом, сочетание метафористичных и философских стихов с элементами фанка и буги в аранжировке сделали альбом настоящей сенсацией.
Через некоторое время группу покинул Ромашов, и место за барабанами занял еще один "ветеран" московской рок-сцены Юрий Кистенев, дебютировавший в ансамбле "Музыка", а после игравший в группах "Альянс", "Звуки му".
В 1991 году группа была приглашена на киевский фестиваль "Independence". Выступление "Морального Кодекса" произвело такое сильное впечатление на шведских менеджеров, что они загорелись желанием раскрутить группу в Скандинавии. В этом же году высокий уровень музыкантов и своеобразие музыки "Морального Кодекса" были отмечены на конкурсе "Братиславской лиры" - группа стала лауреатом. А в 1992 году - лауреатом конкурса "Ступень к Парнасу". Примерно в это же время музыканты заканчивают запись и сведение нового альбома "Moral code-x", который вышел в свет в Швейцарии в 1993 году. В течение этих двух лет продюсером группы был Юрий Айзеншпис, но его тактика работы, которая годилась для сотрудничества с группой "Young Guns", не подходила для работы с уже сложившимся профессиональным коллективом "Моральный Кодекс", поэтому вскоре их пути разошлись.
В середине 90-х, а точнее в 1994-95 гг., группа завершает работу над наполовину англоязычным альбомом "Гибкий стан", песни с которого быстро завоевывают радиоэфир и сердца слушателей. "Шукаю тебе", "Моя мечта - это ты" быстро становятся хитами в то время, как группа снимает новые клипы. В 1995 году клип на песню "Ночной каприз" был отмечен на фестивале "Поколение 95". На следующий же год "Моральный Кодекс" получил премию "Звезда" в номинации "Лучшая рок-группа года". Но в этом же 96-ом году происходит некоторый спад в гастрольно-студийной деятельности группы в связи с кратковременным уходом из "Морального Кодекса" гитариста Девлет-Кильдеева и ударника Юрия Кистенева. Однако, вскоре ощутив, что "Моральный Кодекс" - это их лучший проект, музыканты вернулись в группу. И уже в январе 1997 года сплоченные "моралисты" выпускают очередной альбом "Я выбираю тебя", в работе над которым также приняли участие саксофонист с мировым именем Игорь Бутман и известный сессионный ударник Игорь Сланский, помогавший в записи композиций Чичериной и Найку Борзову. В считанные дни одноименная песня становится хитом.
В конце 90-х группа продолжает регулярно снимать клипы, режиссером большинства из которых был Федор Бондарчук, много выступает в Москве и других городах и завоевывает почетное звание одной из лучших клубных команд.
Весной 2001 "Моральный Кодекс" презентовал свой очередной студийный альбом "Хорошие новости". Абстрактные и меткие стихи с глубоким подтекстом ("Ночью все кошки серы…", "Агрессия слабых, спокойствие сильных./ Россия для красных, для белых, для синих…") в сочетании с напряженными гитарными риффами на этом альбоме передают полную картину событий, настроений и эмоций 90-х, пережитых нашей страной: "Мы знаем с тобой имена ушедших и тех, кто прибудет завтра…" Группа запечатлела радикальные изменения, произошедшие в жизни каждого в нашей стране за последнее десятилетие XX века, в песнях, которые будоражат кровь.
В 2003 году "Моральный кодекс" издают CD-сборник "The Best". В 2004 году группа выпускает "The Best" на DVD, чем безумно радует своих фанатов. Эти сборники, по словам дистрибьюторов, по продажам обошли проекты с гораздо большей поддержкой продюсеров и СМИ. И это притом, что группа не играет на стадионах и не заключает долгосрочных контрактов!
Интересным экспериментом 2003 года стало сотрудничество "Морального Кодекса" с поп-группой "Дискотека АВАРИЯ", завершившееся выпуском сингла "Небо" и выходом на экраны телевизоров лиричного клипа на одноименную песню. Кроме того, "аварийцы" сделали ремикс на хит "Морального Кодекса" "Первый снег".
Будучи профессионалами в музыке, участники группы работают не только в составе "Морального Кодекса", но и в сольных проектах, и с другими музыкальными коллективами. Сергей Мазаев выступает с биг-бэндом Игоря Бутмана в качестве саксофониста, кларнетиста и, конечно, вокалиста. Кроме того, он спел дуэтом с Натальей Ветлицкой (композиция "Слова, что ты не скажешь"), Аленой Свиридовой (песня "Самба прошедшей любви"), Жанной Фриске (трек "Ты мой снег - ты мой дождь"), группой "Поющие вместе" (песня "Мой депутат"), Кристиной Орбакайте («Тайна»). Александр Солич выпустил эксклюзивным тиражом диск фортепианной музыки, участвовал в записи альбома Найка Борзова "СупермEND" и пластинки Валерии "Глаза цвета неба". А один из лучших гитаристов страны Николай Девлет-Кильдеев записал три сольных альбома гитарной музыки, принимал участие в работе над мюзиклом "Метро".
2004 год группа посвятила работе над новым альбомом. Композиции, среди которых "В ожидании чуда", "Актриса", "Первый снег", "До вечера", написаны в разных стилях. Есть мелодии и в духе ритм-энд-блюза, и диско, но, несмотря на такую пестроту стилей, общая направленность музыки "Морального Кодекса" вполне ощутима. Кстати, во время работы над этим альбомом произошли изменения в составе: теперь на барабанах играет музыкант из Нью-Йорка Зак Салливан.
2005 год отметил большим концертом во МХАТе им. Горького, который вскоре был выпущен на DVD. "Основная наша цель, - рассказал перед концертом корреспондентам лидер команды Сергей Мазаев, - сделать упор на звук. Бесспорно, мы готовим зрелищную программу - в подготовке задействован художник-дизайнер, будет видеоряд, но все же главное - это саунд. Знакомые зрителям песни будут звучать немного иначе - в этом смысле каждый концерт уникален, потому что фактически на ваших глазах рождается новое звучание уже известных вам песен. И МХАТ для записи live-диска мы выбрали не случайно, - подчеркнул солист группы, оценивший по достоинству театральную площадку, где год назад коллектив отпраздновал свой 15-летний юбилей. - Он удобен во всех отношениях - и своим месторасположением, и особой театральной атмосферой, и относительно небольшим размером, который позволит нам обойтись без гигантского количества дополнительной аппаратуры". Концертная программа команды Сергея Мазаева снималась в формате High Definition. Это был один из первых опытов съемки в формате HD в России. Режиссер концерта Андрей Болтенко, до мелочей продумал антураж представления, и создал фильм в духе action, используя тарантиновские приемы: «вневременной» видеоряд – съемка, сделанная в разных стилях, «рваный» монтаж, а также футуристические инсталляции, подчеркивающие символизм в творчестве «Морального Кодекса». Саунд-продюсером записи выступил Крис Кимзи, который до этого работал с Rolling Stones, INXS, Duran Duran, Yes, Лондонским симфоническим оркестром, был одним из звукорежиссеров рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда".
В целом, за пятнадцать с лишним лет существования, группа добилась популярности в России и признания высокого качества своей музыки за рубежом. "Моральный кодекс" выступал на больших концертах наравне с такими мировыми звёздами, как Deep Purple, ZZ Top, Status Quo, Bjork, Аланис Мориссетт, HIM, Apocalyptica и др.
Не случайно группу приглашают для участия в фестивалях мирового масштаба, таких как благотворительный музыкальный марафон Live 8, на котором выступили более 160 групп и музыкантов в крупных городах всего мира. А всем истинным ценителям музыки остается только успевать следить за бурным развитием творчества "Морального Кодекса", дарящего слушателям яркую и высококачественную музыку, которая, увы, в последнее время встречается на радиоволнах все реже.