Zombie Stomp
Настоящее имя Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) — Джон Майкл Осборн (John Michael Osbourne). Оззи родился 3 декабря 1948 года в Великобритании, в Бирмингеме. Прозвище «Оззи» Джон Осборн получил ещё в школьные годы: именно такое прозвище дали ему одноклассники за любовь к книге "Волшебник страны Оз".
Оззи Осборн учился в одной школе с Тони Айомми, однако в те времена они не дружили. Их творческий союз, положивший начало группе Black Sabbath, образовался несколько позже.
В возрасте 15 лет Оззи выгнали из школы, и, ввиду трудного материального положения в семье (он был четвертым из шести детей), будущий рок-музыкант устроился работать помощником водопроводчика. Впоследствии Оззи пытался работать помощником слесаря, забойщиком на скотобойне, автомехаником, маляром и даже могильщиком. Не найдя себя на ниве честного труда, молодой Джон Осборн попытался промышлять кражами. Попавшись, он не смог выплатить штраф и отсидел (по разным источникам: полтора или три) месяца в бирмингемской тюрьме. Именно в тюрьме Оззи сделал себе знаменитую наколку «OZZY» на фалангах пальцев левой руки. Выйдя из тюрьмы, Оззи решил попробовать себя в качестве музыканта. Тут как раз кстати подвернулась группа «Music Machine», которая искала себе вокалиста — и Оззи занял место у микрофона.
Впоследствии, решив основать свою собственную группу, Осборн дал объявление в местную газету о поиске единомышленников. По объявлению пришел Теренс Батлер (впоследствии — Geezer Butler), к тому времени полгода учившийся играть на электрогитаре. Чуть позже к ним присоединились Тони Айомми и Билл Уорд — по тому же самому объявлению. С приходом Айомми Батлер переквалифицировался в басисты. Совместную группу назвали просто и без затей: «Earth».
Первой собственной песней группы стала «Black Sabbath», написанная под впечатлением от одноименного фильма ужасов 1963 года. До этого группа играла исключительно кавер-версии песен других исполнителей. С 1969 по 1970 год группа играла в различных клубах, одновременно работая над собственным материалом. Однажды кто-то обратил внимание на собственную песню бирмингемской четверки, «Black Sabbath», зародив мысли о первой записи. Также молодые люди выяснили, что уже существует группа, названная «Earth». Поэтому они сменили свое название на «Black Sabbath» — по своей первой песне. В январе 1970 года группе удается записать свой первый альбом, занявший неплохие места в английском и американском хит-парадах.
В 1971 году Оззи женился в первый раз — на некой Тельме Рили. В 1975 году группа решает сменить своего менеджера. Новым менеджером «Black Sabbath» становится Дон Арден — отец Шарон Арден, будущей супруги Оззи.
После выпуска альбома «Never Say Die» в 1978 году, что совпало со смертью отца Оззи, он впал в депрессию, сильно злоупотребляя алкоголем и тяжёлыми наркотиками. После того, как Осборн в течение месяца не появлялся на репетициях, Тони Айомми принял решение избавиться от него. У Айомми уже были наброски следующего альбома «Heaven And Hell», кроме того он успел познакомиться с Ронни Джеймсом Дио, не так давно покинувшим Rainbow и не имевшим в то время собственного коллектива. Задачу по доведению до сведения Оззи о том, что группа больше не желает работать с ним, выполнил Билл Уорд. Как Оззи, так и Тони Айомми в последующих интервью признавали, что это было именно увольнением. Впрочем, Осборн признался, что расставание с Black Sabbath стало для него облегчением.
После ухода из Black Sabbath Оззи проводил время в безделье, пока Шарон Арден, дочь менеджера его бывшей группы, не уговорила его основать новую группу. Осборн дал объявление в газету — о поиске музыкантов. Одним из гитаристов, пришедших на прослушивание, был Рэндалл Вильям Роадс. Как рассказывал Роадс в одном из своих немногочисленных интервью, он не знал, с кем ему придётся работать. Придя в студию для прослушивания со своим усилителем и электрогитарой, он был проведён в пустую комнату. Там Рэнди подключил свою аппаратуру и начал «разогреваться». Неожиданно в комнате появился Оззи, вынесший вердикт «Принят!» и проигнорировавший возражения гитариста о том, что он ещё и не начинал играть. Также к группе присоединились басист Боб Дейсли и ударник Ли Керслейк. В этом составе они выпустили первый альбом «Blizzard of Ozz» и отправились в концертный тур, первым выступлением в котором был концерт 12 сентября 1980 года в Глазго.
Для выпуска своего сольного альбома Оззи Осборну требовался контракт со звукозаписывающей компанией. После многочисленных отказов Оззи в итоге сумел достичь соглашения со студией CBS, которая, тем не менее, не относилась к проекту с той степенью серьёзности, на которую рассчитывал Осборн, оценивая его, как ещё одно незначительное событие в мире музыки. Для изменения впечатлений о себе в лучшую сторону Оззи, по совету Шарон, принёс в офис компании двух голубей — с первоначальным намерением выпустить их на глазах у изумлённой публики и таким образом привлечь общественное внимание. Трюк сработал, правда, не совсем так, как было задумано. Выпустив первого голубя — как и предполагалось, Осборн неожиданно откусил голову второму. Это действо было запечатлено фотографом студии, и в скором времени фотографии появились в большинстве газет. Это вряд ли повлияло (в положительную сторону) на менеджмент компании звукозаписи, однако породило вполне понятную заинтересованность в Осборне среди молодежи. Неизвестно, было ли это действие спланировано именно так с самого начала: ни Шарон, ни сам Оззи не прояснили мотивов этого поступка. Единственный комментарий, который сделал певец по этому поводу, заключался в признании в том, что он был сильно пьян в тот момент.
Год спустя Оззи и его коллектив записали второй альбом «The Diary of a Madman». По мнению самого Осборна, этот альбом получился лучше предыдущего. Впрочем, сами музыканты оглядывались на чарты: конкуренты в лице Black Sabbath с альбомом «Mob Rules» добрались лишь до 29-й позиции, в то время, как «Diary of a Madman» некоторое время пробыл в Top-15.
Во время тура Оззи развлекался тем, что бросался сырым мясом в пришедшую на его концерты публику. Впрочем, это было частью контракта: в течение концерта Осборн должен был выбросить в зал порядка десяти килограммов телячьей печёнки и свиных потрохов. Порой эта часть шоу принимала неожиданные обороты: так, после одного из концертов кто-то позвонил в менеджмент группы и спросил, чем отстирывать сырую кровь.
Впрочем, публика быстро подхватила идею. Скоро в ответ на выходки Оззи на сцене в него начали лететь дохлые кошки, лягушки, змеи и прочий материал, когда-то бывший живностью. Однажды кто-то бросил на сцену куклу (в натуральную величину). Оззи был шокирован, сначала приняв её за настоящего младенца. 20 января в Айове в течение концерта кто-то бросил из зала на сцену настоящую живую летучую мышь. Оглушенное светом, животное лежало на сцене тихо, слегка трепыхаясь. Оззи, ошибочно приняв летучую мышь за резиновую, решил подзадорить публику, укусив неожиданно прилетевший к нему подарок. В ответ летучая мышь укусила самого Осборна. В результате концерт окончился немедленным вывозом вокалиста в больницу с целью прививания от бешенства. В приемную скорой помощи Оззи вошёл, лая, как собака. Когда американская медсестра спросила его, в чём дело, Оззи залаял и на неё, объяснив, что он заболел бешенством. Когда начались противостолбнячные уколы, повторяемые каждые 4 дня, то пациенту стало не до шуток. Эта история попала в газеты, и на концертах Озборна стало твориться невероятное: на сцену швыряли белых мышей, птиц со связанными ногами. Одного из зрителей поймали на том, что он пытался протащить в зал дохлую кошку. Другим всё же удалось пронести дохлую собаку. Потом был случай со змеёй и с огромной луизианской жабой, которую маленькие мучители убили, содрав с неё кожу. В городе Цинцинатти группа подростков раздобыла на местном мясокомбинате голову свежезабитого быка. Их, правда, вовремя остановили.
В марте 1982 года группа потеряла своего гитариста Рэнди Роадса, последний концерт которого состоялся в четверг 18 марта 1982 года в городе Ноксвилл в Knoxville Civic Coliseum. 19 марта группа направлялась на фестиваль в Орландо. После длительного ночного переезда музыканты остановились возле городка Лисбург во Флориде. Чтобы скоротать время, водитель автобуса предложил членам группы покататься на его самолёте. Первым с ним полетел клавишник группы Дон Айри, и на этот раз всё прошло гладко. После этого Айри уговорил Рэнди полететь следующим.
Во время полёта Оззи его жена Шэрон и басист Руди Сарзо спали в автобусе, и для того, чтобы их разбудить, пилот сделал три резких снижения. Во время четвёртого самолет летел примерно в трёх метрах над землей и своим левым крылом задел заднюю часть автобуса. Большая часть самолета пролетела над автобусом и врезалась в большую сосну, прежде чем рухнуть на северную стену и крышу гаража в западной части дома. Врезавшись в дом, самолет тут же взорвался. Все трое пассажиров погибли.
Рэнди Роадс похоронен на одном кладбище со своими родителями в Сан-Бернардино (Калифорния).
В 1986 году Оззи был арестован в момент покидания трапа самолета в аэропорту Лос-Анжелеса. Обвинения, представленные вокалисту, заключались в том, что некий 19-летний подросток застрелился, будучи вдохновленным песней "Suicide Solution". Обвинение утверждало, что в самой песне содержатся особые шумы, воздействующие на подсознание и гипнотизирующие слушателя. Адвокатам Осборна удалось доказать, что никаких посторонних звуков на записи нет, а сам текст песни не может быть предметом иска, так как подпадает под первую поправку к конституции США, гарантирующую свободу слова. К слову, надо отметить, что сам текст песни не призывает к самоубийству: с самоубийством в песне сравнивается излишнее пристрастие к алкоголю. По заявлению Оззи, он написал песню "Suicide Solution" под впечатлением от сообщения о смерти Бона Скотта, солиста группы AC/DC, захлебнувшегося рвотными массами в результате сильного алкогольного опьянения. Боб Дейсли, претендовавший на авторство этой песни, заявил, что текст был написан из-за того, что сам Оззи имел в то время серьезные проблемы, связанные со злоупотреблением спиртными напитками.
Рэнди Роадс и Оззи работали над идеей третьей пластинки гpyппы "Bark At The Moon" (Вой на Лyнy). Оззи заявил, что, несмотря на смерть товарища, он будет продолжать работу. Для выполнения контрактных обязательств Осборн должен был выпустить концертный альбом. Имелся записанный материал с концертов с участием покойного Роадса, однако Оззи посчитал неэтичным выпуск этого диска сразу после смерти друга (альбом под названием "The Rhandy Roads Tribute" был выпущен в 1987 году). Но верный контрактным обязательствам, Оззи рекрутировал в состав гитариста Брэда Гиллиса и записал живой альбом Talk of the Devil (в американской версии - Speak of the Devil), целиком состоявший из материала Black Sabbath. Но избежать обвинений в неэтичности не удалось - Оззи был раскритикован Тони Айомми, который считал, что Оззи не являлся автором большинства представленных на альбоме песен, хотя его имя и указано в этом качестве на всех альбомах группы с 1970 по 1978 годы.
Новым гитаристом стал Джейк И. Ли (Jake E. Lee). Джэйк Ли, наполовину японец по происхождению, учился в детстве по классу фортепиано, но юношеское увлечение гитарой постепенно пересилило, и классическую музыку он оставил. От классики у Джэйка осталось серьёзное профессиональное отношение к инструменту, то есть ежедневные многочасовые занятия развили у него технику игры на гитаре.
Заглавная песня альбома "Bark at the Moon" рассказывает о живом существе (оборотне), который вернулся, ища мести тем, кто презирал его и свёл в могилу. В клипе на эту песню Оззи играет безумного учёного, заключенного в сумасшедший дом. Из окна он видит оборотня, следящего за ним. Эта песня, как, впрочем, и другие, могла настроить слушателей на негативные мысли. Читаем: "Вспышка Рок-Насилия", Ассоциация Канадской Прессы: Галифакс, Канада, 26.09.1984.
"… в соответствии с материалами Канадской Телеграфной Пресс-службы, влияние хэви-метал рок-музыки на молодого канадца Джеймса Джоллимора (James Jollimore) оказалось так сильно, что в канун Нового 83-го года он вышел на улицу и заколол кого-то. Друг подсудимого засвидетельствовал, что Джоллимору, двадцатилетнему жителю Канады, которому было предъявлено обвинение в убийстве первой степени 44-летней пожилой женщины и двух её сыновей, понравилось закалывать людей после того, как тот начал слушать музыку вроде "Bark at the Moon" Оззи Осборна". "Джимми сказал на суде, что каждый раз, слушая эту песню, у него возникало странное чувство, и, когда он вновь услышал её в канун Нового Года, он вышел на улицу и заколол кого-то".
Стилистически альбом получился более мягким, приблизившись по звучанию к софт-металу. Настоящим рок-гимном стала песня "Rock n' Roll Rebel".
В 1986 году Оззи записывает альбом "The Ultimate Sin" и отправляется в тур в поддержку обоих альбомов. Оззи позже говорил, что этот альбом самый бедный в плане музыкальных идей. Альбом получился и самым мягким, разбавленным синтезаторным звучанием. Текстовая концепция опиралась на идеи мира и отказа от насилия.
19 марта 1987 года вышел альбом "Randy Rhoad's Tribute" содержавшей архивные записи, отобранные Максом Норманом (продюсером трёх первых сольных альбомов Оззи). Туда вошли концертные записи материала с первых двух альбомов (в первую очередь, с первого альбома, практически полностью представленного в живом варианте), несколько песен Black Sabbath и фрагменты студийных записей песни Dee.
В записи следующего альбома “No Rest For The Wicked” Оззи привлекает к работе талантливого гитариста Зака Уайлда (Zakk Wylde), ставшего очень важной частью группы на следующие несколько лет. Шэрон, жена Оззи, становится менеджером группы и помогает музыканту избавиться от алкогольной зависимости. В фильме "The Decline of Western Civilization: The Metal Years" Оззи предстает в роли трезвого домохозяина, заверяющего, что он больше не злоупотребляет алкоголем и женщинами ("don't bitch up with women"). Звук следующего альбома получился более крепким, хотя налет софт-метала чувствовался. Характерным стало отсутствие на альбоме баллад. Самыми интересными композициями стали "Breaking All the Rules" с "фирменным" переходом с минора на мажор и мрачная "Bloodbath in Paradise". В песне "Demon Alcohol" Оззи расказывает о борьбе с алкогольной зависимостью. Для тура Оззи привлек давнего друга и коллегу по Black Sabbath Гизера Батлера (тот также появляется и в клипах). В 1989 году вышел концертный EP "Just Say Ozzy".
В марте 1989 года выходит сингл “Close My Eyes Forever”, записанный вместе с Литой Форд, попадает в первую десятку США. В 1991 году Оззи выпускает альбом “No More Tears”, однако без обычного энтузиазма проводит концерты, объясняя это тем, что ему хочется больше времени проводить со своей семьей. Само название "No More Tears" произошло от фразы "No more tours", то есть "Никаких больше турне". Альбом получился очень достойным, музыкальными наградами были отмечены песня "Mama, I'm Coming Home" (посвященная жене Шэрон) и "I Don't Want to Change the World". После этого Оззи объявляет о прекращении активной музыкальной деятельности. Впрочем, это не мешает ему в 1992 году на пару концертов воссоединиться с Black Sabbath (что стало поводом для ухода оттуда Ронни Дио, который не желал петь на разогреве у Оззи).
После длительного перерыва в 1994 году Оззи объявляет о будущем выходе нового альбома, записанного с учатием Стива Вая (Steve Wai). Он также объединяется с Therapy, чтобы спеть вокальную партию в песне “Iron Man” для сборника кавер-версий “Nativity in Black”, посвященного группе Black Sabbath.
В 1995 году Оззи при участии Рика Уэйкмана (ранее работавшего с Black Sabbath при записи альбома "Sabbath Bloody Sabbath") и Зака Уайлда записывает альбом "Ozzmosis", который можно считать самым удачным со времен первых двух альбомов. Оззи удачно перемежал жесткие номера вроде "Perry Mason" с более мягкими ("I See You on the Other Side"), а также совершенствовался в фирменных переходах ("My Jekill Doesn't Hide"). Знаменательным событием стало также воссоединение с басистом Гизером Батлером. Тур-гитаристом стал ученик Рэнди Роадса по фамилии Холмс. В поддержку альбома прошел международный тур.
В 1997 году слухи о воссоединении Black Sabbath стали явью. Группа воссоединилась в оригинальном составе и, прихватив в качестве "сменщика" Винни Аписи, устроила международный тур. Было записано 2 новых песни, но обещанный альбом так и не вышел. Постепенно Оззи и Тони вернулись к сольной деятельности. В 2001 году вышел альбом Оззи "Down to Earth" продемонстрировавший еще большее утяжеление звука и великолепное качество материала, так что новый релиз, пожалуй, даже превзошел Ozzmosis. Не обошлось и без лирики - песню "Dreamer" охотно крутили даже попсовые радиостанции.
5 марта 2002 года происходит событие, которое в значительной степени перевернуло представление не только о самом Оззи Осборне, Шэрон Осборн и всей семье Осборнов, но и о частной жизни рок-музыканта вообще.
Речь идет о сериале "The Osbournes", который в тот день дебютировал на канале MTV. Перед этим несколько месяцев подряд телекамеры, установленные в том самом доме Осборнов в Беверли-Хиллз - съемка производилась даже в спальнях и туалетах! - день за днем фиксировали повседневную жизнь всего семейства. Впрочем, не всего. Старшая дочка Эйми (Aimee) отказалась сниматься и на время переехала в другой дом Оззи. Дебютную серию посмотрели 6 миллионов человек во всем мире!..
Сериал "The Osbournes" принес такую популярность Оззи во всем мире, что его заметили даже власть предержащие. Сначала президент США Джордж Буш-младший пригласил Оззи и Шэрон на торжественный банкет в Белый Дом. Кроме Осборнов там находились звезды Голливуда Гленн Клоуз (Glenne Close), Рокуэлл Уэлч (Raqwell Welch) и Харрисон Форд (Harrison Ford). Зная об эксцентричном характере Оззи и о его готовности вытворять немыслимые шутки абсолютно в любой компании, охранники президента, равно как и присутствующие представителя прессы, глаз не спускали с Осборнов.
В 2003 году Оззи записывает песню "Who is Fooling Who" для сольного альбома Тони Айомми. В конце этого же года группу покидает Джэйсон Ньюстед, так как его контракт как музыканта был подписан всего на полгода. Его место занял Роб Николсон (Rob Nicholson), бывший музыкант группы Роба Зомби.
8 декабря 2003 года Оззи, катаясь на квадроцикле по окрестностям своего дома в Бирмингеме, падает с него, ломает сразу восемь ребер и серьезно повреждает шейные позвонки. В себя Осборн приходит только два дня спустя. Эта новость обсуждается даже в Палате Общин, где все искренне желают Осборну здоровья. Многие музыканты также пожелали Оззи скорейшего выздоровления, сам "Маэстро Ужасов" Элис Купер выслал больному несколько книжек с картинками. А газета "The Sun" решила подбодрить больного в индивидуальном стиле и послала Оззи в палату торт в форме летучей мыши.
Тем временем приходит просто трагическое известие: на карьере Осборна можно поставить крест, поскольку существует большая вероятность, что Оззи больше не сможет говорить. Однако спустя три дня Шэрон опровергает мрачные прогнозы и заявляет, что голосовые связки ее мужа не повреждены. Жена вокалиста добавила, что Оззи своей жизнью обязан телохранителю Сэму Рэстону (Sam Restone), который выручил его в последний момент.
Даже находящийся в больнице после тяжелой аварии Оззи Осборн установливает новый рекорд в истории рок-музыки. Его новая композиция "Changes", записанная с дочерью Келли, вновь возглавила британский хит-парад. Это произошло спустя ровно 33 года, три месяца и 23 дня после того, как сингл его группы Black Sabbath впервые вошел в пятерку хит-парада Англии.
Издательство "Книги рекордов Гиннесса" уже сообщило, что новый рекорд Оззи Осборна будет внесен в качестве беспрецедентного достижения. Предыдущий рекорд принадлежал певцу Лулу и составлял 29 лет.
"Ozzfest" - фестиваль, основанный Оззи Осборном, перемещается с гастролями по всему миру. В передвижном фестивале Ozzfest 2004 наряду с Black Sabbath принимали участие KoRn , System Of A Down, Slipknot, Judas Priest, Slayer, Superjoint Ritual, Dimmu Borgir и другие «нелегкие» группы. Значительную роль в развитии фестиваля сыграл юный сын Оззи Джек Осборн, который с определенного момента стал выполнять функции программного директора.
26 августа 2004 года шоу "OzzFest" должно было состояться в городе Кэмдэне (Camden), штат Нью-Джерси. Однако сразу после выступления "Judas Priest" на сцену поднялись Билл Уорд и один из организаторов концерта, которые озвучили заявление Оззи о том, что он не сможет выступить из-за внезапного приступа бронхита. Однако, чтобы не разочаровывать многочисленную зрительскую аудиторию, собравшуюся в тот вечер, и не отменять выступления "Black Sabbath", как и в 1992 году была предпринята эффектная рокировка - место Осборна у микрофона занял вокалист "Judas Priest" Роб Хэлфорд, накануне отметивший свое 53-летие. Были исполнены следующие песни: "War Pigs", "N.I.В.", "Fairies Wear Boots", "Into The Void", "Black Sabbath", "Iron Man", "Children Of The Grave" и "Paranoid" ("Black Sabbath" при участии Оззи кроме указанных композиций исполнял "Snowblind").
Уже после окончания концерта Осборн выразил благодарность Хэлфорду, великолепно справившемуся с непростой задачей, и сообщил, что уже на следующем концерте 28 августа в Питтсбурге вернется в ряды "Black Sabbath".
В 2005 году выходит альбом "Under Cover" с кавер-версиями песен, оказавших на Оззи влияние (среди них особое место заняли песни Леннона и Beatles).
В 2007 году выходит новый альбом "Black Rain". Оззи не боится экспериментировать со звуком, однако в целом альбом уступает предшественнику.
2 октября 2009 года в Лондоне состоялась презентации книги "I AM OZZY", написанную Ozzy в соавторстве с Крисом Айресом (Chris Ayres). В автобиографическом повествовании рассказывается о жизни "великого и ужасного". Отец хэви-металла решился на это издание, чтобы поклонники больше узнали о его жизни - о детстве, о взлётах и падениях. "I AM OZZY" - это откровение человека, который вырос в бедной семье и смог своим тяжелым трудом сделать карьеру великого музыканта и завоевать признание у многих любителей тяжёлой музыки.
В 2010 году на лейбле Epic Records выходит десятый студийный альбом Scream. Это первый студийный альбом без участия гитариста Закка Уайлда со времён студийного альбома No Rest for the Wicked 1988 года; вместо него в качестве гитариста задействован Костас «Gus G» Карамитроудис (Kostas Karamitroudis), который в 2003 году японским журналом BURRN признан одним из трех лучших гитаристов года. Рабочее название альбома "Soul Sucka" изменено по решению Осборна, который учёл негативные отзывы от фанатов.
Главным синглом альбома стала песня Let Me Hear You Scream, она уже вошла в ротацию радиостанций Америки и Австралии, и успела засветиться в рейтинге Top 5 в чарте Mainstream Rock Chart и в Top Ten от Active Rock на 9 месте. Премьера песни состоялась 14 апреля в новой серии шоу CSI: NY. Чуть позже шведским режиссером и сценаристом Йонасом Акерлундом (Jonas Akerlund) был снят клип на главный сингл альбома.
Ozzy продюсировал альбом Scream совместно с Kevin Churko, они уже работали совместно над предыдущим альбомом Black Rain, разошедшимся миллионным тиражом.