Franz Ferdinand - Take Me Out (Video)
Немногие группы могут похвастаться тем, что своим существованием они обязаны бутылке водки. Одна из таких групп — Franz Ferdinand. Именно так познакомились вокалист группы Алекс Капранос и гитарист Ник Маккарти — на вечеринке в Глазго в 2001 году, куда Алекс пришел с бутылкой водки, а Ник почему-то решил ее присвоить. Дело едва не дошло до драки, пока Алекс, уже успевший поиграть в нескольких весьма известных в Глазго группах и искавший музыкантов для нового состава, не поинтересовался, не умеет ли Ник играть на ударных. Ник уцепился за этот шанс избежать драки и соврал — хотя, будучи контрабасистом и пианистом с классическим образованием, за ударными не сидел ни разу. Впрочем, когда в группу пришел Пол Томпсон, игравший на ударных в группе The Yummy Fur, где Капранос одно время подвизался гитаристом, и возвестил, что хочет играть на гитаре, проблема решилась сама собой — Пол занял место за ударной установкой, а Ник взял в руки гитару. Дополнил квартет басист Боб Харди, знакомый всем по Академии Искусств, где учились тогдашние подружки всех участников группы, и где Пол работал натурщиком (Позже Пол утверждал, что в свое время успел попозировать нагишом для всех подружек своих соратников.). Так родился коллектив Franz Ferdinand. Всех любителей мировой истории спешу огорчить - название свое коллектив получил не из любви к Францу Фердинанду, убитому в Сараево, а просто напросто так звали лошадь, на которую ребята поставили во время скачек и оказались в крупном выигрыше.
Своей целью новоиспеченный коллектив определил написание «музыки, под которую девочки могли бы танцевать». На первом же концерте группы выдалась возможность проверить точность этого определения — первое публичное выступление Franz Ferdinand состоялось на выставке шотландских художниц. Художницы действительно танцевали, так что с первого выступления ребята ушли воодушевленными. Проблема была только в том, что репетировать им приходилось прямо на дому у Ника, что мало устраивало проживающих там людей. Постоянный поиск подходящей репетиционной точки разрешился весьма нетривиальным образом — прогуливаясь как-то по заброшенным железнодорожным путям, парни наткнулись на огромное складское помещение, которое очень кстати оказалось заброшенным. Знакомый электрик помог подключиться к электросетям таким образом, чтобы компания по энергоснабжению не замечала утечки электричества, и Franz Ferdinand переехали в новое здание, которое было торжественным образом окрещено «The Chateau» (в переводе с французского «замок»). Место пользовалось огромной популярностью в кругах продвинутой молодежи Глазго — днем группа репетировала, а по вечерам собирала других музыкантов города и устраивала импровизированные бесплатные концерты, которые зачастую растягивались на всю ночь. Разумеется, в конце концов на концерт пожаловала и полиция — Капранос был арестован, однако не как лидер группы, устроившей все это безобразие, а как практически единственный, кто не убежал с места. Впрочем, никаких обвинений выдвинуто не было — наоборот, полиция была только рада наконец-то обнаружить тот источник шума, который они пытались отыскать целый месяц. После того, как Алекса отпустили, участники группы еще раз прогулялись по родному Глазго и тут же нашли новое место дислокации, еще краше прежнего — заброшенное здание суда, построенное еще в Викторианскую эпоху. Соблазн нарушать закон непосредственно в месте его сосредоточения был слишком велик, и ребята не стали ему противиться — вскоре в тюремном крыле обосновался знакомый художник, а сами Franz Ferdinand заняли зал суда. После недолгих раздумий новое обиталище было переименовано во все тот же «Замок» — поскольку было решено, что «Замок» является состоянием души, а не принадлежностью какого-то конкретно взятого места.
Весь этот хулиганский антураж безобидной, но чертовски веселой анархичности сделал Franz Ferdinand невероятно популярными в Глазго. Слухи о них распространялись не только в Шотландии — ведь на их импровизированные бесплатные концерты приезжали люди со всей страны. Так что когда группа добралась с выступлениями до Лондона, их там уже ждали — на одном из Лондонских концертов Franz Ferdinand к парням заявились представители нескольких десятков лейблов сразу. «Честно говоря, это было совершенно нелепо», — с усмешкой рассказывает Капранос. В конце концов, ребята выбрали небольшой лейбл Domino, с которым и подписали контракт летом 2003 года. Вскоре появился первый мини-альбом группы «Darts Of Pleasure», встреченный весьма тепло. Остаток 2003 года группа давала концерты, выступая в основном на разогреве у коллективов вроде Hot Hot Heat и Interpol. Следующий сингл «Take Me Out» появился в начале 2004 года и лишь укрепил репутацию Franz Ferdinand как одной из наиболее интересных европейских групп. За клип на «Take Me Out» парни удостоились награды на MTV Video Music Awards в номинации «Открытие года». Вскоре последовал и дебютный альбом с незатейливым названием «Franz Ferdinand». За него ребята отхватили престижный Mercury Prize, назвавший их лучшей английской группой 2004 года, плюс к тому он не покидал список бестселлеров в течение года. В начале 2005 c церемонии вручения Brit Awards Franz Ferdinand унесли домой две награды — как лучшая британская группа и как лучшая британская рок-группа. Затем были еще награждения NME и другие награды.
В течение 2005 года Franz Ferdinand записывали свой второй альбом в Глазго и Нью-Йорке. Первоначально планировалось, что он будет называться «Franz Ferdinand 2», «Outsiders» либо вовсе не будет иметь названия, но в итоге музыканты остановились на названии «You Could Have It So Much Better». Релиз диска состоялся 3 октября 2005 года. На создание обложки этого альбома, как, впрочем, и предыдущего, музыкантов вдохновило творчество русских конструктивистов, в частности, Александра Родченко, и если для «Franz Ferdinand» у Родченко был заимствован только шрифт, которым написано название альбома, то обложка «You Could Have It So Much Better» представляет собой коллаж на основе знаменитого портрета Лили Брик того же автора. Музыкальные критики тепло встретили альбом; он достиг первого места в британском и восьмого — в американском чарте.
С конца 2007 по конец 2008 года музыканты Franz Ferdinand записывали третий студийный альбом, получивший название «Tonight: Franz Ferdinand». Первоначально планировалось другое название, по названию одной из песен альбома — «Bite Hard». По словам Алекса Капраноса, пластинка получилась более танцевальной, чем предыдущие работы группы, что отразилось в её названии:
В нем прослеживается отчётливое влияние диско. Хотя сами песни не обязательно выдержаны в этом стиле, они все же построены вокруг диско-бита и заставляют вас двигаться в этом ритме.
В августе состоялась премьера первой песни с альбома — «Lucid Dreams». Её можно прослушать на официальном сайте группы или приобрести в iTunes, кроме того, она вошла в саундтрек к игре Madden NFL 09. Тем не менее, музыканты не считают эту песню синглом. В альбом она вошла в другой, значительно более продолжительной, версии. 17 ноября 2008 года состоялась радиопремьера первого сингла с «Tonight» — «Ulysses»; со 2 декабря она также доступна на iTunes. Релиз этого сингла на физическом носителе запланирован на 19 января.
10 января 2009 года произошла несанкционированная утечка альбома в Интернет, вследствие чего он быстро распространился через файлообменные сети за две недели до официального релиза, который состоялся 26 января 2009 года.
В 2013 выходит четвертая пластинка группы под названием «Right Thoughts, Right Words, Right Action». Она была записана на четырех студиях: Black Pudding Studio Алекса Капраноса в Глазго, Sausage Studios Ника МакКарти и Club Ralph Марка Ральфа (Лондон) и Ingrid Studio Бьёрна Иттлинга (Стокгольм). В работе также принимали участие Алексис Тейлор и Джо Годдард из Hot Chip, норвежский диджей Тодд Терье.
В 2014 году Franz Ferdinand совместно с давними приятелями группой Sparks образовали супергруппу FFS (аббревиатура Franz Ferdinand and Sparks). В 2015 году был выпущен одноименный альбом.
В июле 2016 года было объявлено, что Ник МакКарти не будет принимать участие в туре и записи альбома, а вместо этого сконцентрируется на семье и других музыкальных проектах.
В октябре 2016 группа выпускает политическо-сатирическую песню «Demagogue» в рамках музыкального проекта «30 Days, 50 Songs». Автор проекта - американский автор и сценарист Дэйв Эггерс.
В мае 2017 объявлено, что к группе присоединились Дино Бардо (игравший с Капраносом в Yummy Fur) в качестве гитариста и Джулиан Корри (шотландский продюсер, известный как Miaoux Miaoux) в качестве клавишника и гитариста. Джулиан также принял участие в записи пятого студийного альбома Franz Ferdinand.
9 февраля 2018 года выходит долгожданный лонгплей «Always Ascending». Он занял третью (в Шотландии) и шестую (в Великобритании) позицию в чартах. Запись велась в студиях Motorbass Studios (Париж) и RAK Studios (Лондон; в ней же записывался альбом FFS). В создании принимал участие Филипп Здар (французский диджей и продюсер, участник дуэта Cassius).